Профилактика финансовых мошенничеств в «Роднике»

25 августа 2022 года в Центре реабилитации «Родник»прошел семинар по теме «Профилактика финансовых мошенничеств», организованный Региональным центром финансовой грамотности для пациентов и сотрудников «Родника», а также беженцев с Украины, которые временно размещаются в Центре реабилитации.

На семинаре выступили руководитель Регионального центра финансовой грамотности и представители Отделения Банка России и УМВД России по Архангельскойобласти.

Представитель Банка России рассказала о роли и функциях Банка России, а также о различных видах мошенничеств в финансовой сфере. Хотя особый акцент был сделан на кибермошенничестве, упоминалось и мошенничество с банкоматами и банковскими картами. Участникам напомнили, как поступать в случае утери карты, звонка мошенника, неавторизованного снятия денег с карты, при совершении покупки в интернете и в других подобных случаях, привели конкретные алгоритмы действий.

Представитель УМВД сосредоточилась на конкретных случаях мошенничества из практики работы правоохранительных органов. По ее словам, часто преступники, звонящие гражданам, сами представляются работниками банков или правоохранительных органов, оказывают психологическое давление, работают группой.

Универсальный рецепт – при звонке о проблемах с вашим счётом, картой, номером телефона, к которому привязан личный кабинет в банке – не вступая в разговор, немедленно положить трубку и самому сходить или позвонить в банк. И обязательно обсудить ситуацию с родственниками, знакомыми, коллегами – они не «погружены» в ситуацию и смогут критически посмотреть на нее со стороны, дать совет.

К сожалению, часто жертвами мошенников становятся люди пожилого возраста. Мошенники обещают «компенсации» за лекарства, «полагающиеся выплаты» — но начиная с ними разговор, переходя по присылаемым ими ссылкам в Интернете, можно потерять все свои сбережения.

Старшее поколение активно осваивает соцсети, в которых под видом знакомого человека может обратиться мошенник и попросить перечислить определенную сумму денег в качестве помощи в трудной ситуации. Также многиесейчас хотят инвестировать свои деньги, чтобы получить максимальную прибыль, но если не иметь определенныхнавыков и знаний, можно наткнуться на мошенников. 

Поэтому очень важно быть внимательными, бдительными, не принимать быстрых решений, сделать паузу. Основные рекомендации, которыми поделились спикеры, которые позволят не попасться на удочки мошенников:

• не паникуйте и не торопитесь, всегда проверяйте информацию;
• положите трубку, прекратите разговор; 
• позвоните по официальному номеру своего банка иуточните, все ли в порядке с вашими счетом и картой;
• не перезванивайте и не отправляйте СМС нанезнакомые номера, не переходите по ссылкам из сообщений «от банка»;
• не перечисляйте деньги на так называемые «безопасные счета»;
• не сообщайте личные данные (паспорта и других документов), реквизиты карты: CVC/CVV-код с обратной стороны карты, коды из СМС и ПИН-коды;
• возвращайте ошибочные платежи только через банк;
• подключите мобильный банк и СМС-уведомления;
• никогда не теряйте из виду вашу карту;
• установите и регулярно обновляйте антивирусы на всех устройствах;
• расскажите про эти простые правила своим родственникам и знакомым.

Мероприятие организовано Региональным центром финансовой грамотности Агентства регионального развития в рамках реализации региональной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Архангельской области» при поддержке министерства финансов Архангельской области.